Решение Пензенского УФАС России от 03.04.2013 N 2-03/02-2013 <О прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта злоупотребления доминирующим положением на рынке сбора и вывоза твердых бытовых отходов>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. № 2-03/02-2013

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 3 апреля 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Б.Т.В. - заместителя руководителя, председателя Комиссии;
С.Н.В. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
Ш.К.А. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии:
со стороны заявителя - Б.А.Г.,
Ш.Н.Н.;
со стороны общества с ограниченной ответственностью "Э" (<...>) (далее - ООО "Э", Общество):
Б.А.В., генерального директора ООО "Э";
со стороны МУП "Ц":
Н.Г.Н. - юрисконсульта, представителя по доверенности от 4 октября 2012 года, б/н;
со стороны ЖСК <...> "З":
Б.А.В. - председателя правления;
со стороны Администрации г. Кузнецка Пензенской области:
К.Т.В. - представителя по доверенности от 13 августа 2012, б/н;
со стороны ЖЭУ <...>:
С.О.В. - юрисконсульта, представителя по доверенности от 9 января 2013 года, б/н,
рассмотрев дело № 2-03/02-2013 по признакам нарушения ООО "Э" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило заявление Б.А.Г., проживающего по адресу: <...>, на действия ООО "Э" (<...>) по вопросу необоснованного расчета платежей за услуги вывоза твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В своем заявлении Б.А.Г. указал, что ООО "Э" взимает плату за свои услуги исходя из количества проживающих в квартире человек. Заявитель считает, что действия ООО "Э" по взиманию платы за услуги вывоза твердых бытовых отходов соразмерно количеству человек, проживающих в квартире, являются необоснованными, несоответствующими действующему законодательству, и нарушают интересы заявителя.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28.01.2013 № 9 по признакам нарушения ООО "Э" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 2-03/02-2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
В объяснениях по делу ООО "Э" указало следующее. Общество считает, что осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством, предоставляя услуги по сбору и вывозу ТБО на основании договоров, заключенных до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила № 491). В обоснование законности своих действий ООО "Э" ссылается на положения Жилищного Кодекса РФ, регулирующие действие жилищного законодательства во времени, а также на Гражданский Кодекс РФ, положения которого определяют понятие и условия договора.
К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены МУП "Ц" (<...>) (далее - МУП "Ц") и ЖСК <...> "З" (<...>).
МУП "Ц" в объяснениях по делу указало, что между МУП "Ц" и ООО "Э" заключен агентский договор от 15.11.2007 № <...>, по которому Агент (МУП "Ц") обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала (ООО "Э") фактические и иные действия от своего имени, но за счет Принципала. Отношения сторон регулируются Гражданским Кодексом РФ. МУП "Ц" сообщило, что основанием для выставления платы за услуги вывоза твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих в жилом помещении является поручение ООО "Э", данное по агентскому договору № <...>.
Председатель ЖСК <...> "З" Б.А.В. в письменных объяснениях по делу указала, что между ЖСК <...> "З" и ООО "Э" заключен договор от 18 апреля 2007 года № <...> на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов с оплатой через МУП "Ц", на заседание Комиссии Пензенского УФАС России 18 февраля 2013 года по рассмотрению дела № 2-03/02-2013 о нарушении антимонопольного законодательства не явилась.
Определением от 18.02.2013 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений доказательств, рассмотрение дела отложено на 20 марта 2013 года. Для всестороннего рассмотрения обстоятельств в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены Администрация г. Кузнецка (<...>), а также ЖЭУ <...> (<...>).
На заседании Комиссии 20.03.2013 Б.А.Г. поддержал требования, изложенные в своем заявлении, также указал, что считает тариф необоснованным, а норму накопления ТБО завышенной и утвержденной в неустановленном порядке.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО "Э" Б.А.В. пояснил, что Общество ведет свою деятельность с 2005 года. Указал, что на территории г. Кузнецка порядок начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из количества проживающих в жилом помещении сложился еще до возникновения ООО "Э", применяется до настоящего времени и устраивает большую часть населения города. Б.А.В. пояснил, что ООО "Э" предъявляет плату за вывоз ТБО исходя из нормы накопления ТБО, установленной распоряжением главы Администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17.02.1997 № 36-р. В качестве дополнительных документов представлено в том числе дополнительное соглашение от 10.03.2013 к договору от 18.04.2007 г. № <...> на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, заключенному между ООО "Э" и ЖСК <...> "З".
На заседании Комиссии председатель правления ЖСК <...> "З" Б.А.В. поддержала свои письменные объяснения по делу. Б.А.В. сообщила о проведенном 20 февраля 2013 года общем собрании собственников помещений в жилом доме по <...> по вопросу изменения порядка оплаты услуг за вывоз ТБО. Сообщила, что ООО "Э" произвело предварительный расчет платы исходя из площади жилых помещений, в соответствии стоимость платы за 1 кв. м общей площади жилого помещения составила 1,77 руб./кв. м. Б.А.В. отметила, собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение порядок расчета платы за вывоз ТБО не изменять.
На заседании Комиссии представитель МУП "Ц" Н.Г.Н. поддержала позицию, изложенную в письменных объяснениях по делу.
Представитель ЖЭУ <...> С.О.В. на заседании Комиссии сообщила, что договор с ООО "Э" заключен исключительно для собственных производственных нужд ЖЭУ <...>. С.О.В. пояснила, что население г. Кузнецка предпочитает оплачивать услуги по сбору и вывозу ТБО отдельно, не включая их в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, что, по ее мнению, не противоречит действующему законодательству.
На заседании Комиссии представитель Администрации г. Кузнецка К.Т.В. поддержала письменные пояснения по делу, дополнив их тем, что изменение порядка начисления платы за услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из площади жилых помещений отрицательно повлияет на плату за услуги по сбору и вывозу ТБО для части населения.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно пункту 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Статья 37 ЖК РФ определяет долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. В силу части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, т.е. на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что оказание услуг по вывозу ТБО собственникам помещений многоквартирного дома <...>, осуществляет ООО "Э".
ООО "Э" приказом Пензенского УФАС России от 29.08.2011 № 180 включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" по виду деятельности "Сбор и вывоз твердых бытовых отходов" (код ОКВЭД 90.00.02) с долей более 50% в границах обслуживаемой территории.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ЖСК <...> "З" осуществляет управление многоквартирным домом <...>, и является исполнителем коммунальных услуг.
Между ЖСК <...> "З" и ООО "Э" заключен договор от 18.04.2007 № <...> на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (далее - Договор). Согласно пункту 1.2 Договора вывоз мусора производится по адресу: <...>. Согласно пункту 1.3 Договора при его составлении стороны руководствовались Гражданским законодательством РФ и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 155 от 10.02.1997. 10.03.2013 ООО "Э" и ЖСК <...> "З" заключено Дополнительное соглашение к договору № <...>.
Пунктом 3.3 Договора, пунктом 3.3 дополнительного соглашения к договору № <...> стороны согласовали порядок определения стоимости услуг за вывоз ТБО исходя из количества зарегистрированных человек и нормы накопления, утвержденной Распоряжением администрации г. Кузнецка. Оплата услуг по сбору и вывозу ТБО производится потребителями данных услуг, т.е. собственниками жилья, через МУП "Ц", который осуществляет расчеты с ООО "Э" на основании агентского договора от 15.11.2007 г. № 22/ЦКП-07.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом указанный кооператив несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный кооператив может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 491 собственники жилых помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания таких услуг и выполнения работ с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. По смыслу пункта 15 Правил № 491 в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества. В силу пункта 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Как следует из пояснений председателя ЖСК <...> "З" Б.А.В., площадка и контейнеры для размещения ТБО в собственности ЖСК <...> "З" отсутствуют, а услуги по сбору и вывозу ТБО не включены в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества по выбору собственников жилья.
Пункт 33 правил № 491 определяет, что размер обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами в том числе жилищно-строительного кооператива, определяется органами управления жилищно-строительного кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Тариф на услугу утилизации отходов устанавливается органами регулирования субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Тариф на услуги по сбору и вывозу ТБО государственному регулированию не подлежит. В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 155 от 10.02.1997, цена услуг по вывозу ТБО, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу ТБО является конкурентной и оказывается на основании договора, заключенного организацией, осуществляющей данный вид деятельности, с потребителем.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора оплата потребителями за вывоз ТБО производится по планово-расчетным тарифам, с последующими изменениями.
С 1 января 2011 года стоимость услуг ООО "Э" по вывозу ТБО составила 37,7 руб. с 1 человека в месяц (в том числе утилизация - 3,32 руб.); с 1 января 2012 года стоимость услуг составила 42,4 руб. с 1 человека в месяц (в том числе утилизация - 3,64 руб.); с 1 января 2013 года стоимость составляет 46,5 руб. с 1 человека в месяц (в том числе утилизация - 3,86 руб.). Тариф на утилизацию ТБО устанавливается на основании приказов, издаваемых Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
В качестве экономического обоснования тарифов на услуги по сбору и вывозу ТБО ООО "Э" представило заключение независимой экспертизы, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью "АРН-а", исходя из затрат, включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей. По результатам проведенной экспертизы экономически обоснованный тариф на 2012 год для ООО "Э" на оказание услуг населению составил 38,32 руб. с 1 человека (при норме накопления ТБО 0,148 куб. м в месяц на человека).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Распоряжением главы Администрации г. Кузнецка от 17.02.1997 № 36-р "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов" утверждена среднегодовая норма накопления твердых бытовых отходов в г. Кузнецке для обобществленного благоустроенного жилого фонда в размере 1,78 куб. метра на одного человека в год. Доказательств обжалования либо отмены данного акта в антимонопольный орган не представлено. Информация о том, что на территории г. Кузнецка действуют какие-либо иные акты об установлении норм накопления твердых бытовых отходов, при рассмотрении дела не поступала.
Согласно пункту 11 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования. В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Закона № 131 организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 6.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.
Учитывая отсутствие иных надлежащим образом утвержденных актов об установлении норм накопления ТБО на территории г. Кузнецка, применение ООО "Э" при расчетах с потребителями за вывоз ТБО утвержденной Распоряжением главы Администрации г. Кузнецка от 17.02.1997 № 36-р нормы накопления не может свидетельствовать об ущемлении интересов потребителей.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Э" представило расчет платы за услуги исходя из доли каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. По результатам расчета тариф уменьшится в 25 квартирах, в 22 квартирах - останется без изменения, в 50 квартирах произойдет увеличение тарифа. Для квартиры <...>, принадлежащей заявителю на праве общей долевой собственности, плата за услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из количества проживающих составляет 46,5 руб. с человека, т.е. 93 руб. для двух проживающих в квартире. По предварительному расчету плата за вышеназванные услуги исходя из площади составит 1,77 руб./кв. м, т.е. 90,07 руб., соразмерно площади квартиры. В отношении квартиры <...> плата за услуги по сбору и вывозу ТБО в соответствии с количеством проживающих составляет 46,5 руб., по предварительному расчету плата за услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из площади составит 3,59 руб./кв. м, т.е. 67,99 руб., соразмерно площади квартиры.
При этом, как было установлено в ходе рассмотрения дела, собственники помещений в многоквартирном доме <...> не выразили желания осуществлять расчеты за вывоз ТБО исходя из доли общего имущества.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель Б.А.Г. представляет интересы большинства собственников жилья многоквартирного дома <...>, в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из материалов дела не следует, что ООО "Э" предъявляло плату потребителям с намерением причинить вред собственникам помещений.
Объем оказываемых ООО "Э" услуг, и, соответственно, объем получаемой Обществом прибыли не зависят от порядка расчета платы за услуги по сбору и вывозу ТБО для потребителей г. Кузнецка.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из приведенной нормы законодательства, для квалификации действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что результатом таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, расчеты между ООО "Э" и собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются на основании заключенных договоров, обращений об изменении порядка расчета платы за вывоз ТБО либо возражений в ООО "Э" не поступало.
Доказательств того, что предъявление ООО "Э" платы за вывоз ТБО исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек фактически повлекло или могло повлечь какие-либо негативные последствия, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО "Э" злоупотребления доминирующим положением, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

Дело № 2-03/02-2013 о нарушении части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении ООО "Э" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии
Б.Т.В.

Члены Комиссии
С.Н.В.
Ш.К.А.


------------------------------------------------------------------